Прием граждан

Приём граждан по вопросам проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется руководством ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» по четвергам с 11-00 до 17-00 по предварительной записи.

Запись на приём производится по телефону:

(343) 371-71-32, доб. 110 (советник Архипович Мария Алексеевна)

Приём ведут

Начальник
Серегина Наталья Юрьевна

Главный инженер
Якимова Екатерина Сергеевна

Заместитель начальника
Пассек Наталья Валерьевна

Заместитель начальника
Снежинская Мария Андреевна

Есть вопросы по нашим услугам?

Закажите бесплатную консультацию нашего специалиста

Ваше имя
Телефон
Комментарий

Какими будут школы современных городов: проектировщики, строители и эксперты высказали свое мнение на форуме 100+ TechnoBuild

02 ноября 2020
Какими будут школы современных городов: проектировщики, строители и эксперты высказали свое мнение на форуме 100+ TechnoBuild

На состоявшемся в Екатеринбурге VII Международном форуме и выставке 100+ TechnoBuild представители строительного и экспертного сообщества обсудили перспективы создания в России образовательных учреждений нового типа, которые по своей архитектуре, дизайну и функциональному наполнению могут стать не просто школами, а центрами общественной активности для жителей микрорайона.

Обсуждение данной перспективы, а также обмен мнениями по поводу плюсов и минусов такой трансформации учебных заведений между проектировщиками, строителями, экспертами и специалистами сферы образования состоялся на площадках форума100+ TechnoBuild в рамках сессии «Школы современных городов». Ее модератором выступил первый заместитель директора Института Строительства и Архитектуры, заведующий кафедрой САПРОС Уральского Федерального Университета Владимир Алехин, а в качестве спикеров были приглашены начальник Управления государственной экспертизы Свердловской области Наталья Серегина, главный инженер Управления капитального строительства города Екатеринбурга Анатолий Кузеванов, генеральный директор, Архитектурное бюро «ASADOV» Андрей Асадов, заместитель начальника департамента образования Администрации Екатеринбурга Михаил Ладейщиков, а также проектировщики ряда ведущих проектных и строительных компаний, имеющих опыт проектирования и реализации различных образовательных проектов по новым требованиям заказчиков.

Прежде чем приступить к обсуждению собственно концепций и форматов отечественных школ ближайшего будущего, участники дискуссии с большим вниманием заслушали информацию начальника ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» Натальи Серегиной, которая в своем докладе подробно рассказала коллегам о последних изменениях нормативной базы по школам, принятых в России в 2019 – 2020 годах. Данные нововведения касаются очень широкого спектра направлений проектирования школьных зданий:

- в части объемно-планировочных решений, размещения и функционального состава участка (СП 251.1325800.2016 Изменение 3 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования" и СП 118.13330.2012 Изменения 3, 4 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009");

- в части санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.4.2.2821-10 Изменение от 22.05.2019 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Данный СанПиН будет отменен с 01.01.2021 на основании ПП РФ от 08.10.2020 № 1631);

- в части требований пожарной безопасности (взамен СП 1.13130.2009) выпущен СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Взамен СП 2.13130.2012 выпущен СП 2.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты". СП 4.13130.2013 Изменение 1 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты".

Руководитель Управления государственной экспертизы Свердловской области также детально ознакомила участвующих в работе сессии «Школы современных городов» специалистов с актуальными изменениями конкретных СП (сводов правил), СанПиН (санитарных правил и норм) и изменениями требований по пожарной безопасности, регламентирующих процесс проектирования общеобразовательных учреждений в Российской Федерации. Кроме того, Наталья Серегина в своей презентации на основе выполненной аналитики привела наглядные примеры многочисленных разночтений в действующих нормативных документах и пояснила позицию экспертизы при оценке проектных решений в случаях наличия разночтений в нормативной документации. «В таких ситуациях эксперты вынуждены обеспечить выполнение всех нормативных требований в совокупности. И это обстоятельство необходимо учитывать всем участникам процесса, выступающим за появление в России школ нового формата», – пояснила Наталья Серегина.

О каких же, собственно говоря, образовательных учреждениях будущего идет речь? Участники сессии «Школы современных городов», развивая эту тему, обозначили свое видение таких учебных заведений, как общественно значимых центров жилых микрорайонов, обеспечивающих не только инновационный процесс основного и дополнительного обучения и воспитания детей разного возраста, но и являющихся базой для организации культурного досуга, отдыха и занятий спортом для жителей ближайших жилых кварталов. Стоит отметить, что концептуальный проект подобного многофункционального образовательно-общественного комплекса был представлен во второй день работы форума, на секции с участием Губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и руководителей екатеринбургской компании «Форум-групп». Речь идет о строительстве Губернаторского лицея в микрорайоне «Солнечном» города Екатеринбурга, который должен будет стать центром образования и активностей для всех проживающих здесь граждан.

Для реализации этого пилотного проекта уже организована и активно функционирует рабочая группа, в которую вошли специалисты ведущих международных проектных организаций «Atelier PRO» (Нидерланды) и «R1» (имеющее представительства в Лондоне, Москве и Екатеринбурге), сотрудники компании-застройщика «Форум-групп», представители будущего технического заказчика строительства МКУ «Управление капитального строительства Администрации Екатеринбурга», а также руководители и эксперты Управления государственной экспертизы Свердловской области. Перед тем, как приступить к работе над концепцией новой многофункциональной школы-общественного центра, участники рабочей группы вместе со своими коллегами из Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и Департаментом образования Администрации Екатеринбурга побывали в Финляндии и Голландии, где уже созданы и активно действуют образовательно-досуговые учреждения подобного типа. Во время этой ознакомительной поездки делегация с Урала очень внимательно и детально изучила опыт финнов, включая его архитектурную, техническую, и культурно-идеологическую составляющие.

Как рассказала начальник ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» Наталья Серегина, в «финских школах» подобного типа реализован нестандартный подход и к архитектурным решениям, и к организации пространств внутри таких образовательных учреждений, и к их функциональному использованию, а главное – к передовому подходу самих преподавателей и новации образовательного процесса. «Этот формат не похож на тот, который существует у нас сегодня. Школа, объединяющая в себе множество функций помимо чисто образовательной, больше, чем школа. Она отличается от стандартных учебных учреждений и по планировочным решениям, и по технологии образовательного процесса. Планировки и мебель можно подготовить и предусмотреть, но ведь главное это наполнение, изменение мировоззрения подхода к образовательному процессу, идущее от педагогов. Помимо учебных классов в ней много открытых пространств и рекреаций для общения и отдыха, возможности объединения детей в зависимости от необходимости решения задачи, поставленной учителем или самим учеником. Большинство помещений в ней должны быть насыщены светом, пространством, что не всегда получается, несмотря на использование светопрозрачных конструкций между классом и коридором. Учебные классы в таком заведении являются многофункциональными с возможностью реализации различных сценариев обучения – классических уроков, круглых столов, групповой или самостоятельной работы. Впрочем, обучение и воспитание детей в школе такого типа предполагает использование не только классных комнат. В рекреациях и других общественных пространствах  такой школы может разместиться многофункциональная мебель, легко разделяющая либо наоборот объединяющая пространство в зависимости от потребностей детей, тот же теннисный стол для игры в пинг-понг и так далее. И все это находится в постоянном свободном доступе для детей и взрослых и играет важную роль в их процессе обучения и восприятия повседневной жизни», – пояснила Наталья Серегина.

Впечатленные увиденным в Финляндии, уральцы, сразу же после возвращения домой, включились в работу над пилотным проектом школы нового типа в Екатеринбурге. Созданная для этого рабочая группа, состоящая из строителей, проектировщиков и экспертов, в первую очередь поставила для себя задачу – адаптировать финский опыт к российским реалиям. Для этого вовлеченные в процесс архитекторы разработали и согласовали  с департаментом образования Администрации Екатеринбурга и Министерством образования и молодежной политики Свердловской области оригинальную архитектурную концепцию будущей супер-школы, после чего ими был подготовлен эскизный  и дизайн-проект, включающий интерьеры и благоустройство объекта. В настоящее время вовлеченные в процесс компанией-застройщиком проектировщики ведут разработку документации будущей школы нового формата. А для того, чтобы при последующем прохождении процедуры государственной экспертизы у проектантов и экспертов не было разночтений по вопросам соответствия выбранных проектных решений требованиям действующих в России технических регламентов, стороны уже на данном этапе договорились работать в пилотном тандеме в рамках заключенного между ними договора на оказание необходимых консультационных услуг. По словам заместителя начальника ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» Марии Снежинской, курирующей совместную работу проектировщиков и экспертов, благодаря этой тактике заказчик сможет заблаговременно получить мнение экспертов на предмет соответствия закладываемых в основу будущей школы критериев действующим в России техническим регламентам, включая санитарно-эпидемиологические требования и требования пожарной безопасности. «При этом для того, чтобы максимально возможно реализовать изначально выбранную концепцию создания школы полного цикла, как общественно значимого центра в масштабах района, проектировщикам и экспертам придется руководствоваться СТУ – специально разработанными техническими условиями», – подчеркнула Мария Снежинская.  

А тем временем копания «Форум-групп», которой предстоит строить первую в Екатеринбурге школу нового типа, уже определилась с местом ее дислокации на территории микрорайона Солнечный и зарезервировала земельный участок площадью почти 3 гектара. Именно на нем должна будет появиться уникальная четырехэтажная школа-пионер общей площадью порядка 28 тысяч квадратных метров. В состав этого образовательного учреждения, помимо собственно школы, рассчитанной на обучение на 1200 учащихся, войдет детский технопарк «Кванториум», в котором смогут заниматься 900 детей, а также общественный центр с блоком дополнительного образования, который по планам смогут посещать жители Солнечного.  

В составе этого общественного центра новой школы будут действовать: публичная библиотека, мастерские живописи и хореографии, студия звукозаписи, медиацентр, зоны кройки, шитья и гастрономических сообществ. Кроме того, этот общественный комплекс в составе школы будет иметь большой спортивный блок, включающий помимо стандартных школьных спортзалов, скалодром, тренажерный зал, залы групповых занятий, пункт проката спортивного оборудования и ряд других специализированных под различные активности помещений. И пользоваться этой инфраструктурой сможет любой желающий независимо от его возраста и социального статуса.

В концепции данного проекта закладывается принцип совместного использования части учебных помещений школы, ее спортивного блока и детского технопарка «Кванториум», а также предусматривается возможность интеграции блока дополнительного образования в школьный учебный план. Помимо этого, блок дополнительного образования будет доступен для жителей района в формате 7 дней в неделю, а спортивное ядро под управлением специально определенного профессионального оператора будет доступно для жителей района в вечернее время и выходные дни. Таким образом, школа нового формата, которая в ближайшей перспективе появится в микрорайоне Солнечном, должна будет стать центром притяжения и реализации потенциала не только учащихся и молодежи, но и большого количества местных жителей.

Таким образом, участники VII Международного строительного форума и выставки 100+ TechnoBuild убедились, что процесс создания на Урале инновационных школ – общественных центров в Екатеринбурге, по сути, уже запущен. А это значит, что по данному направлению уральца от слов уже перешли к делу.

Пресс-секретарь ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» Владимир Тищенко

Поделиться:


Читайте также

Полезные ссылки

Для того чтобы сделать сайт ГАУ СО "Управление государственной экспертизы" удобнее для Вас, мы используем файлы cookie.Хорошо